Салтово-Маяцкая археологическая культура

 

Предварительно локализовав русь по данным Худуд-ал-Алам, нам нужно обратиться к данным археологии. Обратившись к ним, мы сможем узнать археологическую культуру, которую можно идентифицировать с русью. Знакомство с этой культурой может помочь определить этническую принадлежность руси и восстановить политическую историю их государства.

Данные археологии показывают, что к VIII – IХ векам на интересующей нас территории относятся памятники одного из вариантов Салтово-Маяцкой археологической культуры.

 

 

Изучение этой культуры началось ещё в самом начале XX века, но тем не менее изучена она на сегодняшний день очень слабо. Много информации по ней есть в книгах Артамонова, Ляпушкина, Плетневой. Не вдаваясь в подробное описание археологических памятников, отметим лишь ключевые моменты известные нам благодаря археологии:

 

1. Археологи определяют Салтово-Маяцкую культуру как очень высокую, наиболее развитую в то время в Восточной Европе.

2. Салтово-Маяцкая культура не однородна, а включает в себя несколько весьма отличных друг от друга вариантов. Изучив эти варианты можно сделать вывод, что они принадлежали разным этносам, а общие черты в различных вариантах могут говорить о том, что эти разные этносы тесно взаимодействовали друг с другом. Есть предположение, что все они входили в какое-то крупное политическое объединение. Возможно в Хазарский каганат.

3. В западной части ареала (Приазовье и бассейн Дона и Донца) археологи выделяют два различных варианта культуры.

Северный характерезуется городищами с каменными стенами, поселениями оседлых жителей, жилищами полуземлянками и катакомбными захоронениями.

Южный – городищами с земляными валами, жилищами юртами и ямными могильниками, с покойниками относящимися к той же антропологической группе, что и в праболгарском могильнике у села Нови Пазар в Болгарии. Северный берег Азовского моря и берега впадающих в него рек представляли сплошную полосу кочевий.

Существенна и антропологическая разница в захоронениях северного и южного вариантов. Южный вариант совершенно точно идентифицируется с Великой Булгарией, а северный - это совсем другой народ.

4. Территория распространения северного варианта в VIII – IX веках была густо заселена оседлым населением. На сегодняшний день обнаружено около 300 поселений относящихся к этому времени. Из них 12 каменных городищ – развалин величественных и грозных цитаделей, множество городищ укрепленных валами и деревянными стенами, крупные ремесленные центры.

Единообразие памятников на Тихой Сосне, Осколе, Донце, Среднем и Нижнем Дону говорит о том, что население этой территории составляло единую культурную и этническую общность, а культурный слой на Тамани и в восточном Крыму тесно связан с Салтово-Маяцкими памятниками Дона.

 

Если наложить археологическую карту на карту составленную по описанию в Худуд-ал-Алам, то мы увидим, что территория страны русов в персидском трактате полностью совпадает с ареалом распространения северного варианта Салтово-Маяцкой археологической культуры. Из чего можно сделать вывод, что носителями этого варианта культуры был народ русь/рос и именно здесь в первой половине IX века располагалось его государство, главой которого был каган.

 

 

Предварительно соотнеся северный вариант Салтово-Маяцкой культуры с Русью до Киевского периода, посмотрим, что мы можем узнать о ней благодаря археологам.

Кроме поселений и жилищ, культуру представляет также немалое число могильников и множество разнообразных орудий труда и оружия, бытовых предметов, бронзовых, серебряных и золотых украшений, глиняных и стеклянных сосудов, детских игрушек и т. д.

Все они свидетельствуют о достаточно богатой земледельческой культуре, развитой экономике, высоком уровне вооружения и военного дела.

Датируется Салтово-Маяцкая культура VIII-IX веками. Ареал её северного варианта занимает территорию верховий Донца, Оскола и Дона. Для него типичны группы, вернее гнезда, больших поселений, сосредоточенных вокруг городищ.

 

Поселения

 

Поселения салтово-маяцкой культуры представлены, прежде всего, хорошо укрепленными крепостями и прилегающими к ним обширными открытыми селищами.

Большинство крепостей располагалось на высоких прибрежных мысах. Как правило, они сооружались на местах древних городищ эпохи бронзы. При этом их строители максимально использовали все прежние укрепления - подчищали и подновляли их. Высокие скифские валы еще досыпались, и на гребне сооружались белокаменные стены, сложенные без фундамента и без раствора, из рваного мелового камня в виде двух щитов и засыпки из щебня между ними. Толщина стен достигала 6 м.

В качестве примера рассмотрим хорошо обследованную Маяцкую крепость.

Она представляла собой довольно мощный, хорошо укрепленный замок. Он был построен на мысу высотой около 70 м над рекой Тихая Сосна. Крепость с трех сторон окружена рвом, глубина которого от современной поверхности - до 2,5 м, ширина - 7 м. На образованной рвом прямоугольной площадке размерами 115 х 90 м по периметру расположен вал высотой около 2 м и шириной 10-15 м. Внутренняя площадка крепости имеет размеры 95 х 80 м.

 

 

В середине юго-западной стены находился въезд. Вал представляет собой остатки каменных стен, построенных из тесаных меловых блоков, битого камня и щебня. Стены строились из двух щитов: внутреннего и внешнего, каждый из которых сооружался из больших меловых блоков. Блоки ровные, с хорошо обработанными поверхностями. К настоящему времени стены сохранились на высоту не более 1,5 м, при ширине между щитами до 6 м. В момент функционирования крепости они достигали 5-6 м высоты.

Нижние ряды меловых блоков были положены без фундамента, прямо на дерновую почву, а последующие уложены без специального раствора, лишь между отдельными каменными валунами были положены доски. В пространство между щитами ставились деревянные срубы, напоминающие по конструкции срубы, открытые в валах славянских городищ. Срубы засыпались меловой щебенкой, камнями, заливались жидким мелом. Верх стены представлял собой площадку, на которой размещались защитники крепости.

С внешней стороны площадка была огорожена зубчатым парапетом. Общая высота укреплений (от дна рва до верхней площадки стены) составляла около 9-10 м. Внутри крепости хорошо просматриваются остатки прямоугольного сооружения площадью 27 х 47 м.

 

 

Маяцкая крепость является одной из многих в цепи подобных ей крепостей. Ольшанское городище на Тихой Сосне, Дмитриевское на р. Короче, Верхне-Салтовское на р. Сев. Донец и, вероятно, ряд других были построены по единой строительной традиции.

Кроме того, на реке Тихая Сосна в Белгородской области выявлен ряд крепостей салтово-маяцкой культуры, укрепления которых сложены из сырцовых кирпичей (Красное, Колтуновское, Алексеевское городища). Они не выглядят столь неприступными, как каменные крепости, вероятно, их функции были иными.

На некоторых поселениях в качестве оборонительных сооружений использовались деревянные конструкции без применения камня или сырцового кирпича (Ютановское городище в Белгородской области).

Как правило, к укрепленным поселениям примыкали обширные неукрепленные селища, которые занимали значительные пространства (Маяцкое селище имело площадь 40 га). Именно раскопки селищ раскрывают разнообразные стороны жизни населения, оставившего эти памятники.

Наиболее распространенными типами жилищ на поселениях являются полуземляночные постройки, с длиной стен до 5,5 м. Котлованы вырубались мотыжками в твердом грунте (мел, глина). Стенки ровные, вертикальные. В полу ямки от столбов - остатки деревянной конструкции стен и крыши. Во многих постройках имеются входы в виде коридоров - тамбуров, которые нередко выполняли и функции кладовых - хранилищ.

К некоторым полуземляночным постройкам примыкают хозяйственные постройки для содержания в них скота. В жилищах иногда имеются ямы - погреба с вентиляционными устройствами. Полуземляночные жилища у населения салтово-маяцкой культуры выглядят довольно капитальными строениями, приспособленными для длительного проживания.

В полуземлянках салтово-маяцкого населения встречаются как открытые очаги, так и печи, сооруженные из камня и глины или просто глинобитные, располагаются они в углу или у стены.

Кроме полуземляночных построек, нередко встречаются юртообразные - почти наземные сооружения округлой формы с мелкими ямками по периметру - остатки кольцевой конструкции. Посередине этих построек выявлены очаги.

Наряду с жилыми постройками существовали и хозяйственные сооружения: ямы для хранения зерна и других продуктов, сверху перекрывающиеся навесом; погреба квадратной или прямоугольной формы площадью 10-12 кв. м, углубленные в материк на 1 -1,5 м, также использовавшиеся в качестве хранилищ.

О развитии земледелия свидетельствуют находки серпов, обломков жерновов на Маяцком селище. Раскопано и специальное помещение с большой ямой, где могла храниться не одна тонна зерна, ямой для ручной мельницы и очагом для просушки зерна перед помолом.

Большое место в хозяйственной деятельности занимало животноводство, о чем можно судить по находкам костей на поселениях, прежде всего на Маяцком и Дмитриевском. Более 90% костей на Маяцком селище принадлежит домашним животным: это кости крупного рогатого скота, лошадей, свиней, коз, овец.

Из орудий ухода за скотом найдены путы для лошадей, ботала. Состав стада домашних животных свидетельствует о прочной оседлости населения салтово-маяцкой культуры.

Из ремесел необходимо отметить достаточно высокий уровень развития металлургии и металлообработки. Открытые в последние годы домницы для сыродутной выплавки железа из бурого железняка на реке Оскол (Белгородская область) дали возможность установить технологию получения железа.

Металлообработка, вероятно, была развита на всех крупных поселениях. Как показало исследование металлических изделий с Маяцкого селища, кузнецы владели в совершенстве разнообразными приемами кузнечной ковки, освоили приемы сварки железа со сталью, применяли химико-технологическую обработку.

Металлообработка выделилась в самостоятельную отрасль хозяйства. Безусловно, было развито производство изделий из цветных металлов, хотя нужно признать, что прямых свидетельств этого вида ремесла (мастерских, литейных форм, плавильных сооружений) на салтово-маяцких поселениях не обнаружено, но обилие изделий из цветных металлов (меди, бронзы, серебра) и некоторые орудия труда (пинцеты) позволяют говорить о местном ювелирном производстве.

 

 

Ассортимент изделий из металла исключительно разнообразен. К сожалению, на поселениях в культурном слое и в постройках находок чрезвычайно мало. Сосредоточены они главным образом в погребениях в качестве сопровождающего покойника инвентаря.

 

 

Разнообразны орудия труда - ножи, мотыжки, ножницы, серпы, кресало, рабочие топоры; оружие - боевые топоры, сабли и кинжалы, наконечники стрел, детали колчанов и луков; конская сбруя - удила с псалиями, различные бляшки и наконечники, стремена.

Этим перечнем далеко не исчерпаны находимые на поселениях и в погребениях салтово-маяцкой культуры вещи из металлов. Но и он свидетельствует о высочайшем уровне развития населения в данном регионе.

Исключительно разнообразны изделия из кости и дерева. Посуда отличается необычным богатством форм, орнаментов и технических приемов изготовления. Сосуды делались лепным способом и на гончарном круге. Вся посуда очень высокого качества, прекрасно «отмученное» тесто с примесями дресвы, шамота, песка. Многие сосуды имеют хорошее лощение черного, серого, коричневого, оранжевого цветов.

 

 

На ряде поселений обнаружены специализированные центры по производству керамики. Один из них раскопан на Маяцком поселении. Он располагался в стороне от основной жилой зоны, с северо-восточной стороны на склоне оврага. Здесь обнаружены мастерские по производству посуды. Это прямоугольные в плане полуземлянки площадью 14-16 кв.м. В них расчищены очаги, предназначенные для отопления помещений и, что самое главное, - чашевидные углубления с квадратной ямкой в центре для установки гончарных кругов.

В мастерских обнаружены запасы глины, предназначенной для изготовления посуды. Радом с мастерскими выявлены двухярусные круглые гончарные печи.

На нижнем Дону обнаружен ряд поселений специализировавшихся на виноградарстве, о чем свидетельствуют находки большого количества разнообразной тарной керамики (пифосов, амфор, кувшинов), виноградарного ножа и виноградных зернышек в культурных слоях этих поселений.

 

Могильники

 

Большинство могильников располагалось рядом с поселениями. Подавляющим типом погребений на них являются катакомбные захоронения. Катакомбы состоят из двух частей: дромоса и погребальной полусферической или юртообразной камеры. Величина их зависела от количества погребенных людей.

Захоронения в камерах бывали одиночные, парные, семейно-групповые. Мужчин и мальчиков хоронили вытянуто на спине, женщин - скорченно на боку. Нередко кости ранее умерших сдвигали в сторону, освобождая место для новых погребений. Вместе с покойниками в камеры помещалось большое количество личных вещей и оружия умерших, сосуды с питьем и пищей ставились и в камеры, и в дромосы.

В дромосах же хоронили убитых лошадей, коз, собак. Вокруг могил были разбросаны тризны, состоящие из сосудов с питьем и останков домашних животных.

Впечатляет большое количество захоронений воинов с оружием и экипировкой, самыми совершенными для того времени.

Исследовав останки обнаруженные в захоронениях, антропологи и генетики пришли к выводу, что большинство жителей имело сармато-аланское происхождение.

 

 

Выводы

 

Сравнивая планировку и расположение поселений, хозяйственный уклад и, самое главное, погребальный обряд Салтово-Маяцкой культуры с Катакомбной, распространенной на этой же территории ещё в бронзовом веке, мы видим практически полную преемственность. Соответственно можно смело утверждать, что жители бассейна Дона VIII-IX веков, которых мы предварительно ассоциировали с народом русь/рос, были не пришлым, а самым что ни на есть коренным населением, чьи предки проживали здесь на протяжении тысячелетий.

 

 

Получив из западноевропейских письменных источников информацию о народе русь и существовании в начале IX века его государства во главе с каганом, мы смогли, благодаря персидскому географическому трактату, определить его местоположение, а, благодаря исследовниям археологов, узнать об уровне его развития и образе жизни населения.

Тем не менее, пока мы не можем ничего сказать о том, как это государство образовалось, какие события происходили во время его существования и куда оно в последствии исчезло.

Для поисков ответов на эти вопросы нам придется обратиться к множеству различных, разрозненных источников информации и на основе их постараться восстановить историю той Руси, которая существовала на Дону и предшествовала Руси Новгородской и Киевской.