Хождение Пименово в Царьград

 

О том как выглядели берега Дона в конце XIV века мы можем узнать из путевых заметок Игнатия Смольнянинова, входившего в свиту митрополита Пимена совершившего в 1389 году поездку из Москвы в Царьград для утверждения в на митрополичьей кафедре патриархом.

Эти путевые заметки, ставшие известными как "Хождение Пименово в Царьград", дошли до нас в 16 списках, самый древний из которых относится к XV веку.

 

Весной 1389 года Пимен митрополит в третий раз пошел в Царьград к патриарху, а с ним Михаил владыка Смоленский и Сергий архимандрит Спасский, да старцы его и слуги, и протопопы и протодьяконы и иные священники и дьяконы. Было начало пути тому от города Москвы месяца апреля в 13 день, в великий вторник Страстной недели. Князь же великий Дмитрий Иванович негодовал на митрополита, поскольку без его разрешения и совета пошел в Царьгард, и была распря между ними.

И так началось путешествие. Повелел митрополит Пимен Михаилу владыке Смоленскому и Сергию архимандриту Спасскому и всякому, кто захочет, описывать это путешествие все, как пошли, и где что случилось или кто возвратится или не возвратится назад. Мы же это все писали.

Итак, пошли из Москвы, как уже написал, и пришли в Коломну в субботу великую, в святую неделю пасхи пришли к Рязани по реке Оке и прибыли к Перевитску, где встретил нас Еремей, епископ Рязанский, грек. И когда мы приблизились к городу Переяславлю Рязанскому, встретили нас сыновья великого князя Олега Ивановича Рязанского. И затем, когда мы немного отошли, встретил нас с великою любовью сам князь великий Олег Иванович, с детьми своими и боярами.

Когда мы пришли к городу Переяславлю, встретил нас с крестами митрополит, придя в соборную церковь, отслужил молебен и пировал у великого князя, и почести многие принял, и так беспрестанно чествовали нас и своего епископа Еремея грека. Когда мы выезжали оттуда, проводил нас сам князь великий Олег Иванович Рязанский с детьми своими и боярами со многими почестями и любовью. Тогда же, поцеловавшись, разлучились.

Рязанский князь возвратился в город, мы же отправились в путь свой. Князь отпустил с нами боярина своего Станислава со значительною дружиною и повелел проводить нас до реки Дона с большой осторожностью, опасаясь разбоя. Провожали нас тогда епископы многие: Феодор Ростовский, Евфросин Суздальский, епископ Рязанский Еремей грек, Исакий епископ Черниговский, Даниил епископ Звенигородский, и архимандриты, и игумены, и иноки.

Выехали же из Переяславля Рязанского в Фомину неделю, в первое воскресенье после пасхи (25 апреля). С нами же везли три струга и насад на колесах.

В четверг (29 апреля) подошли к реке Дону и спустили суда на реку и, водрузившись в них, поехали.

 

Получается, что спутники Пимена от Переяславля до Дона шли пять дней (25—29 апреля) и прошли, если этот путь пролегал по кратчайшему направлению (Михайлов, верховья Прони, река Табола, Дон) за эти дни около 130 км.

 

На второй день (1 мая) дошли до Чур Михайловых, так называется то место, некогда здесь и город был. Тут помолились, поцеловали крест, и с радостью и умилением проводили нас епископы, и архимандриты, и игумены, и священники, и иноки, и бояре великого князя Олега Ивановича, поцеловались все святым целованием, и отсюда провожающие возвратились восвояси.

 

Местонахождение Чур-Михайловых до сих пор не установлено. Название Чур-Михайловых летопись относит не только к «месту», или урочищу, но и к реке.

В летописном описании Куликовской битвы упоминается один русский воин, по имени Фома Кацыбей, который был «некогда разбойник и в покаание приде; бысть же крепок и мужествен зело и того ради поставлен бысть стражем от великого князя на реце Чюре Михайлове на крепкой стороже от татар».

В ночь накануне битвы этот воин-разведчик «со сторожи» явился на Непрядву к Дмитрию Донскому с донесением о приближении татар, шедших с юга. Упомянутая сторожа, подстерегавшая приближение татар, следовательно, должна была находиться где-то южнее Непрядвы и Куликова поля.

Расположенный в пятидесяти верстах южнее Непрядвы левый приток Дона Кочуры (Кочур), вероятно, и есть искомая река Чур. На ней недалеко от устья находится село Кочуровское, иначе называемое Городище, с чем как раз согласуется и указание текста, что «некогда здесь и город был».

 

Мы же в воскресенье (2 мая) святых Мироносиц оттуда с митрополитом Пименом все пошли дальше: Михаило епископ Смоленский, и Сергий архимандрит Спасский, и протопопы, и протодьяконы, и иноки, и слуги; влезли в суда и поплыли рекою Доном на низ.

Было же это путешествие печальное и унылое, страшное запустение повсюду, и не видно было на берегах ничего: ни городов, ни сел. А когда-то в древности здесь были красивые города и очень благоустроенные места, теперь же все запущено и не населено. Нигде не увидишь человека, только запустение великое и зверей множество: козы, лоси, волки, лисицы, выдры, медведи, бобры, птицы — орлы, гуси, лебеди, журавли и прочие. Запустение великое.

На второй день речного плавания (4 мая) минули две реки — Мечу и Сосну.

В третий день (5 мая) прошли Острую Луку. В четвертый же день прошли Кривой Бор.

 

Реки Меча и Сосна это современные Красивая Меча и Быстрая Сосна. Острая Лука - это резкий и действительно острый зигзаг, который делает Дон в своем течении ниже города Задонска. Кривой Бор находился около современного села Кривоборье.

 

В шестой же день (8 мая) дошли до устья Воронежа-реки.

Утром же, мая 9 дня, в воскресенье, на память святого чудотворца Николы, приехал к нам князь Юрий Елецкий с боярами своими и со многими людьми. Послал к нему вестового князь великий Олег Иванович Рязанский. Он же исполнил повеление, и воздал нам почести, и принес радость и утешение большое.

Оттуда же приплыли к Тихой Сосне и видели скалы каменные белые, дивно и красиво стоят рядом, как небольшие стога, белые и очень светлые, стоят над рекою над Сосною.

Тогда же минули реку Червленый Яр, и Битюк-реку, и Хопер-реку.

 

Приурочение этих рек к современной карте не вызывает затруднений, кроме реки Червленого Яра. Она упомянута между Тихой Сосной и Битюгом, но там реки с таким названием на современной карте нет. Известно, что Червленым Яром в XIV в. называлась не только река, но также и степное пространство между реками Воронежем и Вороной. Так как в «Хождении» упоминаются более или менее крупные притоки Дона, а между Тихой Сосной и Битюгом единственный крупный приток это — река Икорец, и притом он вытекает из района Червленый Яр, то, кажется, правильно будет заключить, что Икорец и есть искомая река Червленый Яр.

 

В воскресенье (16 мая) же, в день памяти Самарянина, проплыли мимо устья реки Медведицы, минули Горы Высокие и Белый Яр реку.

 

Горами Высокими, расположенными ниже устья Медведицы может быть только высокий каменный утес в районе хутора Белявского.

 

Река Белый Яр - река Белая, впадавшая в Дон в районе станицы Распопинской, чуть ниже по течению хорошо известного рыбакам Чёрного Яра.

 

В понедельник (17 мая) же проплыли мимо горы каменной Красная,

 

Гора Каменная Красная называется так и сегодня (другое название Кобылья голова) расположена неподалеку от урочищ Караицкий и Подгорский на территории природного парка Донской.

 

 

во вторник (18 мая) же минули город Терклий, но это по существу не город, а только городище. Тогда же и Перевоз минули и впервые встретили татар, много очень было их, как листья или как песок.

В среду (19 мая) же проплыли мимо Великой Луки и минули царев улус Сарыхозин, и отсюда начал нас страх одолевать, так как вошли в землю Татарскую, татар же множество по обе стороны реки Дона. 

 

Великая Лука - это излучина около станицы Трехостровской, в конце которой Дон круто поворачивает почти под прямым углом на запад.

Город Терклий в некоторых списках "Хождения" назван Серклия и вполне может быть Саркелом, крепостью построенной в IX веке византийцами по просьбе хазарского кагана.

Где находился этот город нам сегодня не известно. Из текста понятно, что район его поисков ограничивается той частью Дона, которая заключена между каменной Красной горой и Великой Лукой, находился он недалеко от Перевоза и был виден с воды.

На основании текста «Хождения» нельзя указать точно, какой именно донской переправе соответствует Перевоз, виденный Пименом. Вполне может быть, что он соответствует переправе существовавшей возле станицы Трехостровской выше устья реки Голубой в начале XVIII века.

В атласе реки Дона, составленном при Петре I Корнелиусом Крюйсом, в этом районе указан в числе наиболее удобных переправ «остров Перевозный», против которого на карте сделана пояснительная надпись: «В летнее время глубина только 4 футы. Может и лошадь перебрести».

 

 

Этот район имел в те времена стратегически важное значение. Переправа через Дон и Волго-Донская переволока делали его перекрестком торговых путей, и в существовании тут в раннее средневековье крепости сомневаться не приходится. Тем не менее никаких городищ, которые могли бы быть отождествлены с Терклией/Саркелом археологами пока не обнаружено.

 

Однако у нас есть ряд упоминаний относящихся к XIX веку о городище в этом районе: У Переволоки, близ нынешней Качалинской станицы, на острове, между левым берегом Дона и его протоков, находится городище, называемое "Паньшинское".

Следы города еще приметны около Качалинской станицы, где Волга и Дон сближаются.

 

Точно так же и относительно Трехостровской станицы отмечено: при Петре I еще тут неподалеку находился высокий и крутой вал.

 

Вполне возможно, что остатки городища были смыты изменившим свое русло Доном.

 

В четверг (20 мая) же плыли мимо Бек-Булатова улуса и видели такое великое множество татарских стад, что трудно себе и представить в уме: овцы, козы, волы, верблюды, кони.

В пятницу (21 мая) минули Червленые горы.

 

Червленые горы - скорее всего высокий правый берег Дона в районе Калача на Дону. Именно здесь в него впадала река Карповка, имевшая другое название река Червленая.

 

В воскресенье шестое (23 мая), в день памяти Слепого, проплыли мимо улуса Ак-Бугин и здесь многое множество татар и бесчисленные стада всякого скота. Татары же нас ничем не обижали, только расспрашивали нас везде, мы же отвечали, а они, слышав наши ответы, никакой пакости нам не творили и молоко нам давали, и так с миром в тишине мы плыли.

В понедельник (24 мая) прошли Бузук-реку.

 

Река Бузук (точнее Бозук — тюркское название означает испорченный, плохой, дурной) соответствует Манычу, который оказывается поистине испорченной, дурной рекой как по состоянию русла, так и по составу своей совершенно негодной для питья соленой воды.

 

В канун праздника Вознесения (28 мая) добрались до моря, до города Азова.

В воскресенье же седьмое (30 мая), в день памяти святых Отцов, пересели и перенесли поклажу в другой корабль на устье Дона-реки, под городом Азовом.

 

Прибытием Пимена 28 мая в Азов его путешествие по Дону окончилось. Таким образом, мы проследили весь путь Пимена по Дону, приурочив к современной карте почти все географические пункты, упоминаемые в «Хождении».

По "Хождению" получается, что берега Дона от верховий до сближения с Волгой были в конце XIV века практически не заселены, хотя там имелись остатки древних городищ. От Волго-Донской переволоки и до Азова тянулись татарские улусы, заселенные, в отличии от верховий, очень плотно.